Терроризм в XXI веке: что делать? Лекция для учащихся 10-11-х классов

19.09.2018

Учебно-воспитательные цели: дать представление о явлении экстремизма на примере международного терроризма; показать, что проблема экстремизма является нравственно-мировоззренческой, а, следовательно, решение проблемы возможно благодаря нравственному развитию личности.

Проблема терроризма волнует сегодня каждого человека, независимо от того, в какой стране он живет, коснулась ли трагедия его родных и близких или нет. Терроризм приносит боль утраты, возмущение, слезы, но одновременно он заставляет каждого задуматься о причинах происходящего, о том, что мы способны сделать в сложившейся ситуации.

Экстремистскими взглядами отличались и отличаются многие политики и организации, посягавшие своими действиями на права и свободу как ни в чем неповинных людей, так и целых государств и всего мира. Самым ярким примером здесь может стать Адольф Гитлер, ставший символом экстремизма ХХ века. Жертвой деяний подобного символа рискует стать любой человек, стоит ему только проявить национальное, политическое, религиозное или любое другое отличие от экстремиста.

Будучи проявлением экстремизма, терроризм – это нападения на гражданских лиц с целью заставить власти изменить политику (1). Само слово «терроризм» появилось еще во время французской революции, когда в 1792 году якобинцы выдвинули лозунг «Да будет мир подчинен террору». Впрочем, долгое время терроризм был явлением эпизодическим, и только с конца 60-х годов XX века он приобрел поистине угрожающие масштабы (2).

По статистике, за период с 1970 по 1985 года в одной только Европе произошло около 3000 терактов, 1500 – в Латинской Америке, 1500 – на Ближнем Востоке, около 500 – в Северной Америке (3). И это число продолжает расти. Сегодня в мире ежегодно совершается от 320 до 640 терактов (4).

Вместе с тем, что количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще объектом их становятся люди (5). Что заставляет людей совершать такие чудовищные акты насилия, как взрыв здания Всемирного центра торговли в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, взрывы домов в Москве, расправа над детьми в Беслане? Поняв черты, мотивы терроризма и внутренние причины этого явления, можно нащупать самые эффективные пути профилактики терроризма. Известно, что борьба с нежелательным явлением обходится государству гораздо дороже, чем профилактика.

Черты террористического акта. Первое, что бросается в глаза, — это признак организованного насилия. Террористы стремятся достичь различных целей методом организованного насилия. Терроризм в этом смысле — не разрозненные хаотичные проявления человеческой ненависти. Это организованная преступность, бронированная самыми разными политическими, религиозными или национальными оправданиями.

Кроме того, терроризм – не народное движение. В осуществлении теракта участвует небольшая группа людей, оторванная от народа. Несмотря на то, что часто террористические группы утверждают, что действуют от имени и во благо своего народа, на самом деле, это не так. Например, палестинская террористическая группировка ХАМАС считает, что убийствами она способствует освобождению земли своего народа, а Бен Ладен призывал убивать за свою веру. Важно отметить, что террористы – это группа преступников, которая не имеет никакого отношения ни к народу, ни к его вере.

Вообще, любая религия, будь то христианство или ислам, проповедует любовь к человеку и не приемлет насилия. Именно поэтому лозунги Бен Ладена и его Аль-Каиды вызвали бурю возмущения у всего мусульманского мира. С другой стороны, бандиты, совершавшие теракты на территории России, часто оправдывали это интересами Чечни и ее народа, однако, сам чеченский народ взгляды этих убийц не разделяет. Так, например, во время теракта в Беслане многие люди во всем мире выступили против террористов, которые взяли в заложники и впоследствии убили сотни детей. В то время митинги и демонстрации проводились по всему миру. На слайде показаны события в Москве, в Италии и в Чечне. Последнее особенно примечательно. Многие чеченские студенты выступили против террористов и даже предложили обменять себя на детей-заложников в школе в Беслане. Чеченцы были возмущены, что кто-то совершает такое бесчеловечное преступление и оправдывает это интересами Чечни. Поэтому терроризм не имеет никакого отношения к народному движению.

Следует отметить, что террористические акции,как правило, направлены против гражданского населения. Объектами терактов зачастую являются мирные жители, вина которых, в глазах террористов, заключается просто в том, что они принадлежат к тому или иному обществу, национальности, религии и т.д. Так, ХАМАС считает, что все евреи, поселившиеся на палестинских территориях, — это мишени; они должны быть убиты.

Яркой иллюстрацией здесь может стать Жанна Д'Арк. Несмотря на то, что она боролась за национальную и политическую независимость Франции, вела боевые действия, мирные жители никогда не становились мишенью ее борьбы. Террористка-смертница же в отличие от Жанны Д'Арк нацелена именно на ни в чем неповинных людей. Уже только из-за этого терроризм никогда не найдет ни национальной, ни международной поддержки. Кроме того, Жанной Д’Арк двигала любовь к Родине, а террористкой – ненависть к людям.

В отличие от терроризма, война как освободительное движение ведется в соответствии с международными соглашениями о неприменении насилия по отношению к гражданским лицам, детям, женщинам, старикам, раненым и сдавшимся в плен военнослужащим. Кроме того, уже к середине XX века мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обеспечения мирного сосуществования для всех стран и народов. Это решение отдельным пунктом было описано в Декларации Тысячелетия Организации Объединенных Наций, призвавшая людей к толерантности и заявившая о недопустимости военных конфликтов (6). Таким образом, террористы не вписываются ни в XXвоенный век, ни, тем более, в XXIвек – эпоху построения культуры мира.

Террористическая акция, помимо причинения ущерба, рассчитана также на то, чтобы посеять страх в душах людей. Это является следствием того, что во многих странах власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения. При этом общественное мнение, во многом, формируется СМИ, которые с готовностью широко освещают любые сенсации, в том числе и террористические. Поэтому многие террористические группы, осуществляя масштабные разрушения и убийства, запугивают население страны, чтобы в итоге можно было шантажировать правительство.

Мотивы террористов могут быть разными. Организаторы террористических групп обычно действуют из политических соображений.Это может быть терроризм государственный. Некоторые террористические группы преднамеренно используются правительствами различных государств в качестве дешевого способа ведения войны. Политико-идеологическими мотивами руководствуются как экстремистские группы радикально левых, стремящихся уничтожить капитализм, так и группы радикально правых, ставящих задачу борьбы с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами (4).

К политико-идеологическим относятся национальные мотивы с целью формирования отдельного государства для своего народа, а также мотивы религиозные. Религиозно настроенные террористические группировки хотят добиться немедленных и кардинальных перемен, часто на глобальном уровне. Поскольку борьба идет против всемирного "модернизма", демократии и демократических прав (например, равенства полов, светского образования и т.д.), масштаб их нападений часто гораздо больше, чем у других экстремистов. Их враги – все, кто не является членом их конфессии. В эту категорию террористов входит, например, "Аль-Каида" Усамы бен Ладена.

Помимо этого, за любым терактом, какие бы требования террористами ни предъявлялись, стоят корыстные мотивы.К сожалению, в мире находятся такие, кто готов разбогатеть на убийствах ни в чем не повинных людей.Не секрет, что каждый теракт – спланированное и оплаченное преступление, на котором наживаются конкретные люди, будь то исполнители теракта или их пособники.

Также большинство террористов имеют эмоциональные и психопатологические мотивы для своих преступлений (2). Корни терроризма могут лежать в истории взаимоотношений врагов. В таком случае террористы могут быть мотивированы исторической (во многих поколениях), религиозной или национальной обидой. И пока эта обида не пройдет, терроризм не прекратится, какую бы силу против него ни применяли. С другой стороны, как показывают исследования, потенциальные "террористы" в большей степени тяготеют к состоянию "беззаботного человека", не связанного хоть какой-нибудь серьезной ответственностью (у них почти в три раза ниже ориентация на семью и бытовое устройство, обзаведение собственностью, чем у нормальных людей). Это люди с ослабленным чувством жалости и способности прощать людей.

Но какими бы ни были мотивы, терроризм, в своей основе, представляет собой нравственно-мировоззренческую проблему, потому что никакая политическая цель или глубокая обида не могут служить оправданием убийству ни в чем неповинных людей. Истинные же, внутренние причины терроризма, скорее всего, заключаются в крайнем эгоизме и низкой самооценке заказчиков и исполнителей терактов. Прибавьте к этому отсутствие общечеловеческих и духовных ценностей, а также отсутствие навыков бесконфликтного общения и решения конфликтов, и внутренний облик террориста становится наиболее реальным.Хочу такой сайт

В современном миретерроризм жестко преследуется и наказывается(7-10). Террористов, чаще всего, ликвидируют на месте. Однако только силовых методов мало для того, чтобы решить проблему терроризма раз и навсегда. Даже при хорошо организованной разведке, при владении лучшими методами борьбы с терроризмом, именно воспитание нравственной личности является самым эффективным средством профилактики терроризма.

Это станет очевидным, если обратить внимание на особенности нравственно-этической обстановки в России. Следующие данные были получены в результате исследования, проведенного под руководством А.А. Козлова, в НИИ конкретных социологических исследований Санкт-Петербургского университета.

Во время опросов молодых людей (школьников и студентов) высоким оказался процент тех, кто выразил хотя бы умозрительную готовность принять участие в тех или иных насильственных действиях: в "терроризме" (кавычки указывают, что мы имеем дело лишь с вербальной заявкой на совершение этих действий) — от 5,9 % у респондентов из числа школьников, до 20,8 % среди курсантов; в уличных беспорядках или погромах — от 6,1 % у учащихся ПТУ, до 10,4% у курсантов. Вот еще довольно убедительная статистика: на начало 2005 года в России насчитывалось не менее 50 тысяч скинхедов, что на 20% больше, чем в 2001 году. Для сравнения: во всех остальных странах мира насчитывается около 70 тысяч скинхедов (11). Как известно, в нашей стране скинхеды регулярно жестоко избивают и убивают людей, причем их жертвами становятся даже старики, женщины и дети. Следовательно, терроризм – это проблема низкого уровня нравственно-этического развития, которая актуальна не только для Чечни, но и для Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России. А, значит, профилактику терроризма лучше всего начинать с себя.

В этом смысле задача государства – обратить внимание на нравственно-этическую ситуацию в среде молодежи, а в сфере образования ввести курсы нравственно-этического воспитания для детей, учителей и родителей. Нас же нынешняя ситуация лишь подстегивает отвечать требованиям современной эпохи: становиться зрелой личностью, владеющей навыками толерантных отношений и политики, а также своим трудом помогать социально-экономическому развитию страны.

Почему задача нравственного становления личности может сыграть не последнюю роль в деле профилактики терроризма? Фундаментальным качеством нравственного человека является способность любить и прощать. Конструктивные и бескорыстные люди, если не были, то будут в цене, потому что они не проявляют по отношению к другим агрессию, но при этом всегда готовы взять ответственность на себя.

Например, всем известно имя Леонида Рошаля, который во время терактов в Москве в 2002 году («Норд-Ост») и в Беслане в 2004 году добровольно ходил к террористам и договаривался об освобождении заложников. В этом поступке также проявляется зрелость характера, так как зрелый человек думает об окружающих других людях и стремится им помогать. За такой поступок Россия считает Леонида Рошаля героем, а Европа –достойным примером для подражания. Не случайно, в 2005 году он был удостоен звания «Европеец года»

Кроме того, зрелый человек строит толерантные отношения с другими людьми, т.е. отношения, свободные от предрассудков, умеет решать конфликты и отказывается от насилия в любом споре. Зрелый человек принимает других людей такими, какие они есть, независимо от степени различий. Как будущим лидерам нашей страны молодым людям важно понимать такую вещь: чтобы теракты не имели места, политика государства должна быть мудрой и толерантной, предусматривающей последствия на будущее.

Толерантный лидер не станет унижать и игнорировать интересы независимых государств, конфессий, а также народов, вместе проживающих на территории одного государства. Толерантная политика будет предусматривать социальные, экономические, культурные интересы всех: как центра страны, так и ее окраин. При этом даже серьезные национальные конфликты всегда можно решить ненасильственным путем. Пример такой толерантной политики показал Махатма Ганди, который в освободительной борьбе Индии от колониального господства Англии призывал к мирному противостоянию, в результате которого его страна смогла обрести независимость.

Профессиональный рост каждого с целью социально-экономического развития страны тоже чрезвычайно эффективен в деле профилактики терроризма. В любой стране высоко ценятся профессионалы, цвет которые своим трудом помогают государству развиваться и достигать процветания. Учиться и работать ради будущего своей страны – лучшее, что может сделать настоящий гражданин и патриот. Россия гордится людьми, которые сделали большой вклад в ее развитие в области искусства, науки, спорта.

Помимо этого, большие достижения становятся известны на весь мир, Россия может помогать другим государствам в их развитии, которые начинают все больше и больше уважать нашу страну. Таким образом, развитие способности к толерантности и гражданственности – ключ не только к личному успеху, но и миру и безопасности страны. Профилактика терроризма с таких позиций требует много времени и всеобщих усилий, но она обязательно принесет свои плоды.

Вопросы для дискуссии:

Как решать конфликты в личных отношениях?

Как решать проблему терроризма в наши дни?

Все начинается с того, что кто-то первый идет навстречу: извиняется, предлагает компромисс или сотрудничество, преподносит подарок. Нужно учиться разрешать конфликты в личной жизни мирным путем, тогда такой опыт можно будет применить и в более сложной сфере международных отношений.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».